Федеральная трасса М-5 «Урал», соединяющая Челябинск и Москву, на пути к Екатеринбургу пересекает бывшие посевные поля, раскинувшиеся по обе стороны дороги — живописное открытое пространство площадью около 140 га. Здесь, между двумя крупными развязками Челябинского тракта, формируется современный район, близкий по функциональному наполнению к небольшому городу с выходом к реке, общественными зонами, жилыми кварталами, производственной территорией и полноценным набором городской инфраструктуры.
Урал, как известно, одна из основных сокровищниц России, богатый своими минералами, драгоценными и полудрагоценными камнями. Новый город является метафорой на Самоцветную полосу Урала — узкую ленту территории, протянувшуюся на сотню километров с юга на север Среднего Урала, где расположены богатые месторождения минералов ювелирного качества. Каждый элемент, составляющий генеральный план территории, олицетворяет уральский самоцвет: жилые кварталы — аметисты, турмалины и изумруды, общественные пространства — малахит и змеевик, производственная территория, торговые и административные здания — горный хрусталь и александрит. А центральный пешеходный бульвар, проходящий сквозь россыпь драгоценных камней-кварталов, отсылает непосредственно к Самоцветной полосе.

Территория и связи
С запада участок проектирования ограждает магистральная автодорога, с юга и востока территория окружена частной застройкой посёлка Патруши, по которому проходит река Арамилка, а севера примыкает территория аэропорта Уктус и особая экономическая зона «Титановая долина». Генеральный план города включает в себя несколько основных блоков: восточную часть территории занимают жилые кварталы, центр отведён для просторного зелёного парка, который является главным общественным пространством нового города и существующей застройки посёлка, западную часть займут административные, складские и производственные здания, а в южной части разместится торгово-деловой комплекс с площадью.
Для грузового и технического транспорта предназначена северная развязка Челябинского тракта и второстепенная автомобильная дорога, проходящая между парком и административным комплексом. Парадный въезд для жителей на территорию города предусмотрен с южной стороны. Также между парком и офисным центром запроектирован основной хаб общественного транспорта — локальных и внешних маршрутов, соединяющий территорию «Симаграда» с Екатеринбургом и ближайшими населёнными пунктами. Такое решение позволит развести транспортные потоки, обеспечить комфортный доступ к жилым и общественным пространством, а также сохранить тишину и комфорт для жителей района и близлежащего посёлка.


Роль главной пешеходной артерии выполнит зелёный бульвар. Он соединит жилые кварталы и парк, поднимется над деловым центром озеленённым пешеходным мостом, проходящим над автомобильной дорогой М-5 «Урал», и приведёт к территории перспективной застройки: сегодня её занимает поле, но в будущем она сможет стать продолжением нового города. Под пешеходным мостом у административных зданий предусмотрена остановка для корпоративного общественного транспорта.
Внутри города приоритет движения отдан пешеходам. В северной и южной частях города предусмотрены многоуровневые надземные паркинги вместимостью от 300 до 550 машиномест. Для комфортного перемещения между жилыми кварталами, внутри территории предусмотрены маршруты общественного транспорта, гостевые наземные парковочные места и подъезды автотранспорта, необходимые для разгрузки. Также внутри района запланирована развитая сеть велосипедных и пешеходных маршрутов.
Общественные пространства
Основным общественным пространством для жителей нового города и прилегающих населённых пунктов станет центральный многофункциональный парк площадью 155 500 квадратных метров. На территории парка разместятся стадион, зона массовых мероприятий, площадки для игровых видов спорта и скейт-парк. Такое решение позволит освободить жилые дворы от площадок для шумных активностей и при этом разнообразить функциональные спортивные и рекреационные зоны. Трибуны спортивных объектов предстанут амфитеатром: они интегрированы в ландшафт и расположатся на насыпях пешеходного моста, проходящего над административным блоком и ведущего к жилой части и территории перспективной застройки. Для создания насыпей и активного рельефа парка планируется использовать грунт от строительства жилых домов. Также проект предусматривает обильное озеленение территории, в парке будут высажены кустарники и крупномерные деревья.
Административную часть, парк и жилые кварталы свяжет зелёный пешеходный бульвар со своими зонами рекреации. Первые этажи жилых домов отведены под коммерческую функцию и обращены на бульвар: здесь появятся кофейни и пекарни, магазины и полезные сервисы, книжные и аптеки. Также на бульвар, как на связующую нить, будут нанизаны небольшие общественные площади.
В центре жилой застройки запроектированы более приватные общественные зоны — зелёные скверы, предназначенные только для местного населения. В административном блоке, в окружении зданий делового центра, предусмотрена ещё одна площадь, которая может использоваться для крупных корпоративных мероприятий, городских событий, фестивалей, ярмарок или, например, выставок под открытым небом. Благоустройство набережной реки Арамилки позволит вовлечь пространство в жизнь нового района и станет значимой рекреационной зоной для жителей посёлка Патруши.


Жилые кварталы-самоцветы
Для гармоничного сочетания новой городской структуры с существующей частной застройкой посёлка Патруши, новые жилые дома ориентированы на разные стороны света и имеют понижение высотности по мере приближения к частным территориям. Динамичный силуэт и яркие акценты города формируют высотные доминанты, расположенные в центральной части участка проектирования, — 7 жилых домов высотой 19 этажей, напоминающие слитки лимонного золота. Пары секций одинаковой высотности — 10, 11 и 13 этажей — обозначают входы на пешеходный бульвар с разных направлений. Максимальная этажность районных доминант продиктована ограничениями четвёртой подзоны приаэродромной территории аэропорта Кольцово.


Жилую застройку формируют три типа кварталов разного класса. Вблизи центрального парка расположен квартал бизнес-класса, рассчитанный на проживание 5% жителей «Симаграда». Квартал представлен убран-блоками высотой 6 этажей с зелёным полностью пешеходным пространством между ними и подземным паркингом. Четыре квартала отведены для жилых домов комфорт-класса и рассчитаны на проживание 38% жителей. Дома высотой от 4 до 20 этажей займут территорию между пешеходным бульваром и основной улицей участка проектирования, общественные пространства этих кварталов разместятся на стилобатах паркингов. Остальные кварталы формируют жилые дома стандартного класса, рассчитанные на проживание 57% жителей.
Внутри жилых кварталов также предусмотрены открытые общественные пространства, учитывающие интересы жителей разных возрастов. Кроме того, проект территории включает в себя создание полноценной образовательной инфраструктуры — детские сады, центры дополнительного образования — школа искусств, спортивные секции, кружки юных техников и натуралистов. На выделенной территории планируется организация общеобразовательной школы, совмещённой с детским садом.


