Мы живем рядом с удивительной историей Екатеринбурга, которая не случилась. Сегодня трудно представить огромную площадь на месте памятника Свердлову, на месте корпуса УрФУ — Синтетический театр, который вместил бы все взрослое население города, и первый советский небоскрёб высотой до 100 метров, первые 12 этажей которого стоят позади Театра кукол.
Судьбу архитектурного облика города изменили несколько событий и грандиозный пожар, который, кажется, не попал ни в один объектив. Но сохранился на рисунке отца главного архитектора Бюро «Гордеев — Демидов», Бориса Алексеевича Демидова.
Вместе с Борисом Демидовым изучили, как развивался центр Уральской области, сколько этажей было в первой высотке СССР и как ее узнать сегодня в обычном офисном здании.
3 ноября 1923 года Постановлением ВЦИК образована Уральская область, в состав которой вошли Пермская, Екатеринбургская, Челябинская и Тюменская губернии. Область специализировалась на тяжелой промышленности, в первую очередь на металлургии и машиностроении, и должна была обеспечивать весь Советский Союз. Ее центром стал Екатеринбург, который уже в следующем году был переименован в Свердловск.
С получением нового статуса город нуждался в серьезных изменениях, поэтому в конце 20-х годов в Свердловске развернулась масштабная перестройка, которая совпадает с романтичной увлеченностью революционным авангардным течением в архитектуре. Начинает формироваться совершенно иной облик города, который позже станет визитной карточкой столицы Урала.
В рамках новой схемы перепланировки города перестраивается центральная часть Свердловска, застраиваются отдаленные районы. В 1928 году появляются первая жилая многоэтажка – 1-й Дом Горсовета на проспекте Ленина, 36. В 1929 году в эксплуатацию сдается «Белая башня» на Уралмаше. В том же году начинается застройка Втузгородка. Первая жилая высотка готова к заселению в 1932 году – Второй дом советов (Жилкомбинат НКВД) с 11 – этажным жилым домом (а вместе с цокольным этажом – 12). Комплекс в форме серпа в плане был построен с использованием последних технологий своего времени и до 1950-х годов претендовал на градообразующую роль.
В то же время в Свердловске планируется формирование точки притяжения, которая сможет показать всю мощь промышленного центра государства – площадь Парижской коммуны (бывшая Дровяная). Огромная Площадь в два квартала, под стать новым градостроительным масштабам, ограничивается улицами Луначарского, Малышева, Красноармейской – Тургенева и Первомайской. Именно это место должно стать новым общественным и административным центром.
По новым градостроительным планам архитектурный облик площади постепенно сформирует несколько конструктивистских зданий: комплекс «Жилкомбината НКВД» («Городок чекистов»), здание Клуба Строителей, гостиница «Большой Урал», здание типографии «Уральский рабочий» и так и не построенный Синтетический театр по проекту М.Я. Гинзбурга. Но самое главное место отведено для Дома промышленности и торговли, который сосредоточит в себе управление всей уральской индустрией.
В 1927 году объявлен закрытый конкурс на строительство Дома промышленности и торговли (Дома Трестов), который должен собрать в себе руководство всех главных промышленных предприятий Уральской области. Под строительство Дома выделяется участок в два квартала в границах улиц Мамина-Сибиряка, Малышева, Луначарского и проспекта Ленина. По итогам конкурса из шести проектов побеждает работа Г.А. Симонова, А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского. Но ни один из конкурсных проектов не принят для строительства, и в 1931 году проводится второй этап конкурса. В том же году начинается строительство Дома промышленности по проекту архитекторов Д.Ф. Фридмана, Г.И. Глущенко и инженера П.Л. Пастернака.
Объемно-пространственная композиция Дома промышленности, задуманная в стиле конструктивизма, строится на контрастном сочетании 7-этажного объема, который расположен по периметру квартала, и отдельно стоящего высотного объема. Комплекс ориентирован главным входом на площадь Парижской коммуны. Дом промышленности должен сформировать архитектурный центр города и дать масштаб для строительства нового Свердловска.
Фридман, идейный руководитель проекта, в газете «Уральский рабочий» за 7 августа 1931 года называет башню Дома промышленности самым высоким зданием СССР. Однако сегодня в отношении фактической высоты башни нет единой точки зрения. В разных источниках встречаются разные данные: высота здания колеблется от 92 до 140 метров, а этажность – от 15 и 17 до 34. Но если в 140-метровом (по разным источникам) здании 15 этажей, то можно вычислить, что каждый этаж в высоту будет около 9 метров, что в действительности маловероятно.
Путаница происходит из-за неправильного прочтения чертежей. По лестничным пролетам и перекрытиям в чертежах разреза башни можно насчитать 33 этажа. При этом сам Фридман говорит о том, что 15-этажная часть составлена из 14-ти повторяющихся стандартных этажей. Есть предположение, что каждый этаж башни – это двусветное пространство с антресольным этажом. По такому же принципу, через 90 лет в самом центре Екатеринбурго заканчивается строительство офисного здания по проекту архитектурного бюро Нормана Фостера. Формально оно 8 этажное, а фактически – 16 этажное. При этом первый нетипичный этаж дома промышленности – огромное атриумное пространство, которое, если ориентироваться по лестничным пролетам, по высоте сопоставимо с тремя стандартными этажами. При таком подсчете высота здания, если считать от отметки улицы, доходила до ста метров.
Проект действительно масштабный: периметр здания – один километр. Его общий объем – 500 000 м3, а это значит, что он станет в полтора раза больше легендарного Дома промышленности в Харькове.
От широкой площади перед Домом промышленности поднимаются лестницы. Они ведут к башне и 7-этажному каре, которые на три метра возвышается над улицей. Здания монументальные и одновременно легкие по своей архитектурной форме. Оконные проемы от пола до потолка создают иллюзию практически стеклянных стен. Строгий ритм и стройность Дома формируют вертикальные ребра по периметру всего фасада. По проекту башня оснащена прожекторами на подобии маяка, а за движением ее панорамных лифтов можно наблюдать с улицы через просматриваемые лифтовые шахты.
В эти же годы на площади Парижской коммуны не прекращается строительство нового Свердловска. С 1912 года здесь уже функционирует здание Оперного театра. Рядом с Домом промышленности с 1930 по 1932 год строится крупнейшая на Урале гостиница «Большой Урал». На месте будущего здания Совнархоза (1954 г.), которое в 1966 году передадут Уральскому государственному университету им. Горького, до 1950-х годов торжествует малоэтажная жилая застройка.
С 1929 по 1936 годы ведется строительство «Жилкомбината НКВД» («Городка Чекистов»), включающего в себя общежитие для сотрудников НКВД, впоследствии ставшего гостиницей «Исеть», и здания ДК Дзержинского (ныне Краеведческий музей). С 1929 по 1933 годы, буквально через дорогу от будущего Дома промышленности, создается Клуб Строителей, здание которого в 1943 году будет передано Свердловской киностудии, а затем и вовсе станет торговым центром. Дальше по проспекту Ленина за Клубом Строителей с 1931 по 1936 год возводится жилой комплекс Гостяжпромурала – огромного комплекса в квадрате улиц Ленина, Бажова и Кузнечной. Дома-коммуны предназначены для того, чтобы обеспечить жильем сотрудников Дома промышленности.
С западной стороны площади Парижской коммуны с 1929 по 1930 год возводится другая ее граница – здание типографии Уральского рабочего, которое растянется от жилого сектора на месте будущего корпуса УрФУ вплоть до Карла Либкнехта. До 1934 года перестраивается здание Уралснабторга (пр. Ленина, 41). С 1929 по 1934 год возводится Дом Связи (Главпочтамт). Через дорогу от него в 1930 году снесен Екатерининский собора – к середине 1930-х здесь появится здание Уральского облисполкома, который изначально планировалось возвести на месте гостиницы «Большой Урал».
Грандиозный для всего СССР проект Дома промышленности так и не был реализован до конца.
17 января 1934 года перестает существовать Уральская область. Думается, что в связи со сложностью управления столь обширной территорией из Москвы, а скорее всего из-за мощнейшей концентрации тяжелей индустрии и, как следствие, повышения самостоятельности Уральского региона. Постановлением ВЦИК область разделена на три субъекта — Свердловскую с центром в Свердловске, Челябинскую с центром в Челябинске и Обско-Иртышскую с центром в Тюмени. Финансирование уменьшается, а создание промышленной столицы больше не в приоритете. Единственный вербальный след всей этой истории сохранился в названии гостиницы – «Большой Урал».
Строительство Дома промышленности продолжается. К 1935 году построена часть 7-этажного объема со стороны Мамина-Сибиряка. Ведется строительство башни, но пока высота небольшая – всего пять этажей. Но в один из дней загораются деревянные леса будущей высотки и опалубка, с помощью которой возводился монолит. Недостроенная башня горит как факел: по словам родственников очевидцев, в соседних зданиях – гостинице «Большой Урал», в зданиях со стороны проспекта Ленина – от высоких температур лопались стекла.
Документальных фотографий пожара найти не удалось, поэтому оценить его фактические объемы сложно. Но сохранился рисунок, сделанный в момент пожара. Его автор – Алексей Афанасьевич Демидов – отец Бориса Алексеевича Демидова, главного архитектора Бюро «Гордеев–Демидов».
Рисунок сделан с натуры в момент пожара, из-за здания гостиницы «Большой Урал», из двора частного жилого дома по ул. Красноармейской, где раньше была малоэтажная жилая застройка. На картине видно уже построенную часть Дома промышленности и клубы дыма, которые поднимаются со стороны проспекта Ленина. На территорию вокруг пожара летят горящие листы фанеры и стройматериалов, которые могут вызвать новые очаги возгорания. Но все обходится: леса и опалубку строящейся башни Дома промышленности тушат. Строительство выгоревшего участка замораживают, а позже о проекте небоскреба и вовсе забудут. После появится две версии причины пожара: случайное возгорание строительного мусора, которая станет основной, и диверсия.
В 1937 году окончательно завершаются строительные работы первой очереди, но с началом Великой Отечественной войны возведение Дома промышленности останавливается. С 1941 по 1945 годы здесь размещается военный госпиталь №414 на 1600 коек, эвакуированный из Украины. Здесь же размещаются производственные предприятия и военные.
Блок со стороны улицы Мамина-Сибиряка частично перестраивается под военные нужды. Для экономии тепла огромные оконные проемы, дававшие зданию легкость и чикагский стиль, частично закладываются кирпичной кладкой.
После войны строительство остальных частей Дома промышленности продолжится, но к большим оконным проемам уже не вернутся. Возведение последнего блока 7-этажного здания закончится в 1967 году, на часть объема по улице Луначарского будет достроена не по изначальному проекту – до проспекта Ленина, а лишь наполовину.
В 3-этажном корпусе, оставшемся от первого небоскреба СССР после пожара, до начала 50-х размещался радиозавод. К 1970 году здание достроили до 12 этажей, сейчас здесь находится Управление Федеральной почтовой связи Свердловской области.
Даже сегодня в силуэте обычного офисного здания, по сохранившимся вертикальным ребрам, можно узнать проект грандиозной башни, которая должна была быть выше почти в три раза и в 30-х годах должна была стать самым высоким небоскребом в Европе. А сам Дом промышленности сегодня считается одним из самых крупных строений в стиле конструктивизма в мире.
Текст:
Дарья Мельникова
Борис Алексеевич Демидов
Фото:
Canadian Centre for Architecture
ГКУСО Государственный Архив Свердловской Области
Музей истории Екатеринбурга
Екатеринбург, Россия
620026, улица Белинского, 6А.
Понедельник — Пятница 9 – 18
Суббота — Закрыто
Воскресенье — Закрыто
Архитектурный облик здания, который вызывает у нас чувство, соответствующее его назначению, это и есть стиль.